Тенденция, однако...

16 января 27 г. до н.э. бывший Первый консул Римской республики Октавиан, вернувшийся из Египта после победы над Марком Антонием, объявил о реставрации Римской Республики. Сам он за заслуги (и в связи с гибелью всех конкурентов - Марк Антоний был последним) стал её бессменным главой, оставив себе звание императора - главнокомандующего 75 легионов и преторианской гвардии.
Таким образом Римское государство вступило в эпоху Принципата ("ранней Империи"


"Кризис Республики" был преодолён.
16 января 929 г. ан-Насир лидини-л-лах Абу-л-Мутарриф Абд ар-Рахман III ибн Мухаммад (в историю он вошёл как Абд ар-Рахман Третий), восьмой эмир Кордовы из династии кордовских Омейядов, восстановивший почти распавшееся при предшественниках государство и серьёзно его расширивший, принял титул халифа и объявил Кордову независимым халифатом. Халиф, в отличие от эмира, является не только светским, но и религиозным лидером.
С именем этого правителя связано начало расцвета аль-Андалуса - мусульманской Испании. Кордова стала одним из крупнейших городов мира, Кордовский Халифат - одним из наиболее высокоразвитых и благополучных государств. Вот только в это время Астурия уже успела превратиться в Леон...
16 января 1547 г. Иван IV Васильевич "Грозный", великий князь Московский, принял титул царя всея Руси. Тем самым он, в рамках реализации программы "Москва - Третий Рим", заложенной ещё при правлении его деда, Ивана Великого, фактически занял "экологическую нишу" византийских царей-императоров:
...в 1558 году Константинопольский патриарх Иоасаф II сообщал Ивану Грозному, что «царское имя его поминается в Церкви Соборной по всем воскресным дням, как имена прежде бывших Византийских Царей; это повелено делать во всех епархиях, где только есть митрополиты и архиереи», «а о благоверном венчании твоем на царство от св. митрополита всея Руси, брата нашего и сослужебника, принято нами во благо и достойно твоего царствия». «Яви нам, — писал Иоаким, патриарх Александрийский, — в нынешние времена нового кормителя и промыслителя о нас, доброго поборника, избранного и Богом наставляемого Ктитора святой обители сей, каков был некогда боговенчанный и равноапостольный Константин… Память твоя пребудет у нас непрестанно не только на церковном правиле, но и на трапезах с древними, бывшими прежде Царями».
В рамках этой логики - наследования православной Византии - Россия развивалась следующие три с половиной столетия.