4/14 февраля 1610 года между королём Речи Посполитой Сигизмундом III Вазой и посольством бояр-"тушинцев" был заключён договор о призвании на царство в Москву - при условии принятия православия - королевича Владислава. 27 августа/6 сентября 1610 года он даже принял присягу как русский царь - но оставаясь в Польше и в православие не переходя. Тем не менее, летом Владислава признала царём и Семибярщина, после чего даже некоторое время чеканила монету от имени "Владислава Жигимонтовича".
Несмотря на низложение осенью 1612-го боярского правительства (формально - правительства царя Владислава) силами Второго Ополчения и избрание на царство в 1613-м Михаила Романова, Владислав продолжал пользоваться титулом великого князя московского и короноваться "московитской короной" даже после формального окончания русско-польской войны 1609-1618 гг. Только после Смоленской войны 1632-1634 гг. и подписания завершившего её Поляновского мира он официально перестаёт претендовать на русский престол.
Справедливости ради следует отметить, что по факту в Смуту единого легитимного правительства в России не существовало, и договорённости о призвании на престол Владислава действовали лишь на небольшой части территории страны. "Тушинский вор" Лжедмитрий Второй на 4/14 февраля 1610-го уже бежал из своего слишком ополячившегося подмосковного лагеря в Калугу, где собирал русские войска для освободительной войны против интервентов, так что остатки его тушинской ставки обладали правами кого-либо звать на царство чуть менее, чем никакими. Семибоярщина на момент признания Владислава тоже управляла хорошо если самой Москвой. Более, того, сам отец "царя", польский король Сигизмунд Ваза в итоге стал претендовать на то, чтобы править в России самолично.
В общем, на самом деле это лишь не особо значительный эпизод Смутного времени. Но для некоторых польских ультрапатриотов - предмет гордости: было время, когда поляк, можно сказать, правил Россией...))

URL записи