10 декабря - взятие Плевны
Ну, история, в общем, достаточно известная. Во время Русско-турецкой войны 1877-78 гг. сидящая в Плевне армия Османа-паши долго сковывала значительные силы русских, при том, что и изначально у России живой силы был отнюдь не избыток.
С самого начала войны перед Русской Армией стояла довольно сложная задача. Несмотря на то, что после Лондонской конференции 1871 г. режим демилитаризации на Чёрном море был отменён, что означало ликвидацию негативных последствий неудач Крымской войны 1854-56 гг., восстановить Черноморский флот Россия ещё не успела. А Турция просто перевела корабли в Чёрное море из Средиземного по контролируемым ей "Проливам". При этом для русских кораблей Проливы были закрыты. В связи с этим на море однозначно господствовали турки. Плюс к тому сохраняли действие гарантии безопасности и территориальной целостности Османской Империи, данные ей в ту же Крымскую войну европейскими державами.
Тем не менее, несмотря на продолжающуюся "Большую Игру", российской дипломатии во главе с канцлером Горчаковым удалось решить вопрос нейтралитета Англии и всей Европы. У Турции в Европе резко поубавилось сторонников после жестокого подавления Апрельского восстания в Болгарии. Дизраэли, английский премьер, был вынужден подчиниться давлению оппозиции и воздержаться от участия в конфликте. Пруссия времён Бисмарка пребывала в хороших отношениях с Россией - та не препятствовала объединению Германии на прусской основе - и с её стороны неприятностей не ожидалось. Франция ещё приходила в себя после поражения во Франко-прусской войне. Австро-Венгрия получила, в соответствии с подписанной с ней Будапештской конвенцией, обещание не препятствовать аннексии Боснии и Герцеговины ею - в обмен на нейтралитет.
Так что остались лишь технические трудности: у Турции было много сил, и она господствовала на море. В итоге для России война распалась на два удалённых друг от друга театра военных действий (кавказский и балканский), а снабжение армии шло исключительно по суше. Предполагалось быстро разгромить турок, выйти к Константинополю - и заставить подписать мир на продиктованных условиях. Дипломатия - дипломатией, но, если бы всё вышло так, как задумано, Англия и прочие при всём желании даже не успели бы вмешаться в конфликт. Но сходу захватить Плевну не получилось, а последующая долгая осада спутала все карты.
Ну, а 10 декабря 1877-го года Осман-паша, положение которого стало безнадёжным, пошёл на прорыв. Турки понесли большие потери, основная часть армии, вместе с самим раненым Османом-пашой, попала в плен. После этого всё было кончено уже быстро...
Раненый Осман-паша и император Александр Второй.
Однако англичане тоже не хлопали ушами. Общественное мнение уже слегка "остыло", и, когда были объявлены условия Сан-Стефанского мирного договора, Дизраэли сумел послать для поддержки турок эскадру. Впрочем, вопреки тому, что на эту тему вещал в "Турецком гамбите" Акунин, она русские войска напугала не очень: англичанам было заявлено, что, если корабли не отойдут от берега, Россия перейдёт демаркационную линию и вообще захватит Константинополь. Тогда англичане отошли в море, но не особо далеко. Напряжение нарастало.
В конечном итоге условия Сан-Стефанского мира были пересмотрены на Берлинском конгрессе. Это было воспринято как дипломатическая неудача России... но вообще-то история тут довольно тёмная. Условия Сан-Стефанского мира шли вразрез с положениями Будапештской конвенции. Странно было бы ожидать, что Австро-Венгрия проглотит такое наглое её нарушение. Так что тут, подозреваю, Россия заранее затребовала большего, чем надеялась удержать - именно для того, чтобы англичане и все прочие удовлетворились её видимым "отступлением". Ну, как в том анекдоте - про беременную, которая мужу постоянно рассказывала, что ей снится, что у неё родится негритёнок с двумя головами:
- У вашей жены родился негритёнок.
- С двумя головами?!!
- С одной...
- Слава Богу!..
Ну, а общественным мнением в России, которое ничего не знало про секретную Будапештскую конвенцию, и для которого всё это казалось именно что необоснованной уступкой, пришлось пожертвовать. "Париж стоит мессы" и всё такое...
Но: если бы не Плевна, то война действительно закончилась бы быстро, и тогда, России, не исключено, удалось бы продавить и Сан-Стефанские условия: ей бы просто не успели помешать...